Завершающим этапом банкротства является открытие конкурсного производства. Оно вводится на основании определения суда после официального объявления лица несостоятельным. Задачи конкурсного производства – удовлетворить требования лиц и организаций, перед которыми у банкрота имеется задолженность. Для контроля данной процедуры назначается конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц. Рассмотрим его значение в деле о несостоятельности, а также обязанности, права и полномочия.
- Что такое конкурсное производство в процедуре банкротства
- Понятие конкурсный управляющий
- Права и обязанности
- Функции и задачи
- Требования к конкурсным управляющим
- Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица
- Вознаграждение управляющего
- Отстранение конкурсного управляющего
- Отчет об итогах работы
- Завершение конкурсного производства
Что такое конкурсное производство в процедуре банкротства
Для того чтобы понять, кто такой конкурсный управляющий (КУ), необходимо знать, что такое конкурсное производство и некоторые особенности его открытия.
При рассмотрении дела о несостоятельности юридического лица применяются такие действия, как наблюдение, внешнее управление, оздоровление, конкурсное производство или мировое соглашение. В случае же банкротства физического лица используются только два последних указанных этапа.
В период производства по делу о несостоятельности устанавливаются исполнительные лица, называемые арбитражными управляющими.
Это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В зависимости от этапа дела о несостоятельности они могут быть внешними, временными, административными и т. д. Так, на момент конкурсного производства назначается арбитражный конкурсный управляющий, понятие, функции, права и обязанности которого закреплены соответствующим ФЗ и описаны далее в статье.
Само конкурсное производство – это процесс, наступающий после объявления должника банкротом арбитражным судом. В момент такого рода процедуры совершаются действия по поиску и сбору всего имущества должника, происходят соответствующие выплаты всем кредиторам и ликвидируется само предприятие.
Согласно законодательству РФ срок конкурсного производства составляет до полугода, но он может быть и большим (до одного года), если лицом, участвующим в деле, подано ходатайство.
В РФ рассмотрение дел о банкротстве, вся их специфика в общем закреплены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», так же как и в частности конкурсное производство. Конкурсный управляющий в данном процессе играет немаловажную роль, так как является главным распорядителем всего имущества должника. Поэтому регулирование его деятельности, определение и закрепление обязанностей и прав чрезвычайно важно.
Понятие конкурсный управляющий
Это лицо, назначенное арбитражным судом в момент признания лица несостоятельным (банкротом) и установления конкурсного производства. Он является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.
Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие КУ заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.
Права и обязанности
Все действия КУ контролируются, права и обязанности четко прописаны в «Законе о несостоятельности». Конкурсный управляющий имеет право:
- распоряжаться имуществом компании-должника;
- увольнять работников и руководителя этой компании;
- отказываться соблюдать условия финансовых сделок или выполнять обязательства по договору, но лишь в том случае, если они могут усугубить финансовое положение должника;
- подавать в Арбитражный суд заявление от имени компании-должника с просьбой признать недействительной ту или иную сделку.
В его обязанности входит:
- обеспечить сохранность материальных ценностей компании-банкрота;
- в случае необходимости выбрать оценщика имущества;
- в течение месяца после начала конкурсного производства предупредить работников предприятия о предстоящем увольнении;
- вести реестр требований займодателей;
- заключать сделки, выгодные для должника.
После того как будет дана оценка всему имуществу должника, конкурсный управляющий доводит эту информацию до кредиторов и описывает условия, на которых эти объекты собственности будут продаваться. Если займодатели согласны с условиями, проводятся торги, и выплачиваются долги. Если не согласны, условия утверждает Арбитражный суд.
Функции и задачи
Действия конкурсного управляющего имеют своей целью обеспечение целостности и сохранности, аккумуляция и продажа принадлежащего должнику имущества. В его компетенцию входит следующий функционал:
- поиск активов должника, принятие действенных мер по возврату имущества в конкурсную массу;
- составление реестра кредиторов, уточнение данного перечня;
- инвентаризация и оценка собственности юрлица-должника;
- продажа его на электронных торгах по рыночной стоимости;
- взаиморасчеты с кредиторами в соответствии с реестром.
Задачи, которые стоят перед управляющими, отличаются сложностью и многоаспектностью, что обуславливает строгие требования к кандидатуре управленца.
На управляющего ложатся функции по обеспечению финансово-экономической деятельности предприятия, пока оно не будет окончательно ликвидировано. В ходе работы он анализирует экономическую деятельность предприятия и делает выводы относительно наличия/отсутствия признаков фиктивного банкротства.
Требования к конкурсным управляющим
Конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, назначенный судом после признания юрлица несостоятельным (п. 1 ст. 127 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее – закон № 127-ФЗ). Требования к арбитражным управляющим закреплены в ст. 20 закона № 127-ФЗ.
Управляющий должен:
- быть гражданином РФ;
- состоять в одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ).
Пп. 2, 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ устанавливают следующие обязательные требования для вступления в СРО АУ:
- высшее образование;
- стаж работы на руководящей должности не менее чем 1 год;
- стажировка на посту помощника управляющего не менее 2 лет (СРО АУ могут своими правилами устанавливать более высокие требования к стажу работы и продолжительности стажировки);
- успешная сдача экзамена по программе, утв. приказом Минэкономразвития от 10.12.2009 № 517;
- отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
- отсутствие административного или уголовного наказания в виде дисквалификации либо лишения права занимать определенные посты, осуществлять определенную деятельность;
- отсутствие факта исключения из какой-либо СРО АУ на протяжении 3 лет перед подачей заявления о вступлении в СРО АУ;
- наличие оформленного договора страхования своей ответственности сроком не менее чем на 1 год со страховой суммой не менее 10 млн руб. в год (см. ст. 24.1 закона № 127-ФЗ).
Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица
Порядок назначения конкурсного управляющего в дело о банкротстве юрлица установлен ст. 45, 127 закона № 127-ФЗ. Кандидатура управляющего может быть предложена:
- кредитором в заявлении о признании юрлица банкротом;
- собранием кредиторов.
После принятия судом заявления о признании лица банкротом или протокола собрания кредиторов СРО АУ представляет информацию о соответствии предложенной кандидатуры требованиям закона № 127-ФЗ. Как правило, в задачи СРО АУ не входит документальное подтверждение указанной информации, однако суд может запросить такие документы, если о несоответствии управляющего определенным требованиям заявил участник дела о банкротстве (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60).
В том случае, если конкретная кандидатура управляющего не была предложена, заявленная СРО АУ представляет такую кандидатуру из числа своих членов, которые выразили согласие на участие в деле о несостоятельности юрлица.
Вознаграждение управляющего
П. 3 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ устанавливает, что вознаграждение конкурсного управляющего состоит из 2 частей:
- Фиксированной суммы в размере 30 тыс. руб. в месяц. При сложности дела по решению кредиторов либо ходатайству участника процесса данная сумма может быть увеличена арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности.
- Суммы процентов.
Сумма процентов определяется в соответствии с п. 13 ст. 20.6 и составляет:
- 7% от суммы удовлетворенных требований конкурсных кредиторов при условии удовлетворения более чем 75% заявленных требований;
- 6% при удовлетворении 50–75% заявленных требований;
- 4,5% при удовлетворении 25–50% требований;
- 3% в остальных случаях.
Суммы, взысканные при привлечении собственников и руководства юрлица к субсидиарной ответственности, в указанном выше расчете не учитываются (п. 3.1 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ). Вознаграждение управляющего с данных сумм равняется 30%, куда входят расходы на услуги сторонних лиц, способствующих привлечению собственников и руководства юрлица к ответственности.
Отстранение конкурсного управляющего
Правила отстранения конкурсного управляющего закреплены в ст. 20.4, 145 закона № 127-ФЗ. Во-первых, управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей по требованию собрания кредиторов или отдельных участников дела о несостоятельности (конкурсных кредиторов, уполномоченных госорганов и т. д.) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
В том случае, если с ходатайством обращается участник процесса, он должен представить доказательства, что действия управляющего нарушили его права и причинили / могли причинить убытки кредиторам или иным лицам.
Во-вторых, управляющий может быть отстранен от выполнения своих обязанностей при его исключении из СРО АУ:
- за нарушение условий членства в данной организации;
- нарушение действующего законодательства РФ.
СРО АУ направляет соответствующее ходатайство в суд, который должен отстранить управляющего в течение 10 дней с момента поступления такого ходатайства.
В-третьих, управляющий может быть отстранен в том случае, если в отношении него вступило в законную силу решение о применении дисквалификации за совершение административного проступка. Подробнее о таком виде наказания читайте в статье «Дисквалификация как вид административного наказания».
После вступления указанного решения в силу Федеральная налоговая служба уведомляет о нем СРО АУ, которая, в свою очередь, уведомляет суд. Арбитражный суд не позднее чем на следующий день после получения уведомления отстраняет конкурсного управляющего и назначает нового.
Отчет об итогах работы
По окончании проведенных мероприятий, а именно по окончании расчетов с кредиторами, а также при завершении производства о несостоятельности в порядке ст. 57 закона 127-ФЗ, конкурсный руководитель обязан предъявить в арбитражный суд отчетную документацию о результатах проведенной работы.
Отчет составляется по форме, определенной постановлением Правительства РФ № 299 и приказом Минюста РФ № 195. К отчетной форме прилагается следующая документация (п. 2 ст. 147 закона 127-ФЗ):
- документальное подтверждение реализации имущества должника;
- перечень кредиторских претензий с указанием сумм погашенных требований;
- документальное подтверждение удовлетворения кредиторских претензий;
- реестр неудовлетворенных кредиторских претензий, оставшихся непогашенными по причине отсутствия денежных средств, с разбивкой по каждому кредитору;
- список кредитных требований, которые должны быть удовлетворены после кредиторских претензий, не удовлетворенных по причине нехватки средств;
- подтверждающая документация о предоставлении в подразделение пенсионного фонда данных в соответствии с перечнем, установленным в подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
О том, что итоговый отчет направлен арбитражному судье, должны быть оповещены конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Завершение конкурсного производства
После рассмотрения итоговой отчетной документации конкурсного руководителя арбитражный судебный орган выносит определение:
- О завершении конкурсного производства.
- О прекращении производства по делу в случае погашения кредиторских требований в порядке ст. 125 закона 127-ФЗ.
И то, и другое определение должно быть немедленно исполнено. Более того, если вынесено определение о завершении производства о несостоятельности, решение судебного органа о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не должно дальше исполняться.
В период от 30 до 60 дней со дня вынесения определения об окончании конкурсных процедур арбитражный суд пересылает заказным письмом с уведомлением указанный документ в подразделение налоговой службы, которое занимается регистрацией юрлиц. Регистрирующее подразделение налоговой службы на основании полученного определения вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации должника не позднее 5-дневного срока. Данная процедура останавливается в случае обжалования определения суда.
Со дня внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается оконченным.
Таким образом, можно отметить важную роль конкурсного управляющего в общей процедуре банкротства должника и ведущую на этапе проведения конкурсного производства.